Ирмосы первого канона Рождества Христова

Начиная с праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Православных храмах начинают петься ирмосы первого канона Рождества Христова в качестве катавасий. Где-то после каждой песни, а где-то — по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й (аще настоятель изволит), но, тем не менее, поются. Катавасии вообще очень часто убегают вперёд и напоминают о празднике, который мы готовимся отмечать.

Как известно, ирмосы являются связкой каждой песни канона с определённой пророческой песнью (точнее, даже событием, описанным в ней), и опытный чтец или певчий, только зайдя в храм во время пения канона, без труда определит по поющемуся ирмосу, какая сейчас песнь. Так как можно было связать с ними всю радость пришествия в мир Спасителя и отразить её в каноне праздника, следуя жёстким правилам самого жанра канона? Автор канона праздника — выдающийся творец канонов Косма Маюмский — смог. Если присмотреться внимательно, даже здесь можно встретить «ключевые слова» из знакомых библейских песен.

Петь эти ирмосы нам предстоит ещё долго, поэтому, чтобы лучше осознать их смысл, приводим перевод ирмосов на современный русский язык. И самое главное — нотки известного напева этого канона.

Скачать аудио

Песнь 1.
Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — воспряньте! Пой Господу, вся земля и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился!

Песнь 3.
Прежде веков от Отца рождённому не по земным законам Сыну и в последние времена от Девы воплощённому без семени, Христу Богу воззовём: «Возвысивший наше достоинство, свят Ты, Господи!»

Песнь 4.
Отрасль от корня Иессеева и Цвет от него, от Девы Ты произошёл, Христе; Ты пришёл, достойный хвалы, от горы, осенённой чащей, воплотившись от не знавшей мужа, Невещественный и Бог. Слава силе Твоей, Господи!

Песнь 5.
Ты, Бог мира и Отец милосердия, послал нам Вестника великого Твоего замысла, дарующего мир. Потому, приведённые к свету Богопознания, после ночи рассвет встречая, славословим Тебя, Человеколюбец.

Песнь 6.
Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь таким же, как и принял; а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, прошло через Неё, сохранив Её нетленной; ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, так и Родившую соблюл невредимой.

Песнь 7.
Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Благословен Ты, Боже отцев!»

Песнь 8.
Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет всё творение Господа и превозносит во все века!»

Песнь 9.
Таинство вижу необычайное и чудное: пещера — небо, престол Херувимский — Дева, ясли — вместилище, где возлёг невместимый Христос Бог, Которого мы в песнях величаем.

И традиционная напоминашка: если вам нужны ноты в другой тональности, пожалуйста, напишите по адресу, указанному в разделе «Контакты».

Похожие записи