Степан Аникиевич Дегтярёв (1766-1813)

Биографии · Всенощное бдение · Литургия
Степан Аникиевич Дегтярёв (в ряде источников Дехтерев) – русский дирижёр, композитор, автор около 60-ти духовных концертов для хора без сопровождения. Под его руководством Шереметевская капелла стала достойной соперницей Придворной императорской капеллы. Он также перевёл на русский язык и дополнил уникальный по своему масштабу труд по музыке «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке» Винченцо Манфредини. Этот трактат был единственным пособием для музыкантов на русском языке в течение нескольких десятилетий.
Дегтярёв известен на родине и за рубежом как создатель первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Она пользовалась большой популярностью, особенно в обстановке патриотического подъёма накануне Отечественной войны 1812 года, и исполнялась на открытии памятника Минину и Пожарскому в Москве в 1818 году. Произведение на протяжении многих лет упоминалось во всех учебниках по истории русской музыки, но его партитура была полностью опубликована и стала доступна исполнителям лишь спустя 195 лет после создания, в 2006 году. До этого в печатном виде существовал лишь клавир 1913 года, ставший библиографической редкостью, и отдельные хоровые номера, изданные в советское время.
Вдохновлённый событиями Отечественной войны, композитор начал писать ораторию «Торжество России, или Бегство Наполеона», но смерть помешала ему окончить её. Дегтярёв также является автором около 60-ти духовных концертов для хора без сопровождения. Большинство его сочинений не напечатаны, по утверждению современников, некоторую их часть композитор уничтожил.
Биография
Степан Дегтярёв родился в 1766 году в слободе Борисовка Курской губернии (ныне — Белгородской). Родители были крепостными крестьянами графов Шереметевых. Музыкальные способности будущего композитора проявились с ранних лет, и его отдали учиться пению в храме – в слободах, принадлежащих Петру Шереметеву. Мальчики получали начальное музыкальное образование — так граф отбирал наиболее талантливых детей для домашнего театра и крепостной певческой капеллы.
В 1773 году одарённость Дегтярева заметили и отправили его в подмосковную усадьбу Кусково в Шереметевский театр. В это время театром и капеллой руководил сын графа Шереметева Николай, недавно вернувшийся из Европы. Особое внимание молодой граф уделял репертуару и обязательной и планомерной профессиональной подготовке певчих и актёров. Он нанял лучших учителей и создал чёткую систему занятий и репетиций. Так Дегтярёв получил отличное музыкальное и гуманитарное образование – изучил теорию музыки, сольное и хоровое пение, научился играть на скрипке, фортепиано и даже на гуслях.
В капелле было принято отправлять певчих домой, когда у них начинал ломаться голос. Дегтярёва оставили при театре, но он исполнял только драматические роли – без пения. Также юному музыканту позволяли посещать лекции по итальянскому языку и русской словесности в Московском университете и часто отпускали его на спектакли Петровского театра.
В 1780 году Дегтярёв стал заниматься с виолончелистом, дирижёром и композитором Иоганном Фациусом, а затем – со знаменитым итальянским маэстро Джузеппе Сарти. Многие биографы Дегтярёва считают, что в 80-х годах он совершенствовал свои навыки в Италии, но документального подтверждения этому нет. К 1786 году он был ведущим оперным певцом и одним из самых образованных музыкантов своего времени. В этот период он выступал не только как солист, но и как руководитель инструментальных и певческих капелл. Он также редактировал произведения других авторов и создавал свои собственные.
Закончив обучение, Дегтярёв получил должность учителя концертов – фактически он был капельмейстером, руководителем хора и домашнего театра, дирижёром, музыкальным редактором, композитором и актёром. Шереметевская капелла под его руководством стала расцветать, набирать популярность и уже могла соперничать с Придворной капеллой Дмитрия Бортнянского. В 1800-х годах хор сопровождал богослужения в домашней церкви графа, выступал в оперных спектаклях и даже успешно гастролировал в Москве.
В 1805 году Дегтярёв перевел с итальянского языка и опубликовал трактат Винченцо Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки». Это пособие стало первым и на протяжении десятилетий оставалось единственным учебником по музыке на русском языке.
Несмотря на талант и популярность, над Дегтярёвым постоянно насмехались и унижали его из-за статуса крепостного. Музыкант находился в полной зависимости от графа – карманных денег не выдавали, а продавать свои сочинения не позволяли. Личная жизнь тоже была под строгим контролем – свидания запрещали, а жениться Дегтярёву позволили лишь после 40 лет. Его супругой стала 23-летняя Агафона Григорьевна Кохановская. Дегтярёв неоднократно просил Шереметева дать ему вольную, но граф только обещал, а до действий дело не доходило.



Со временем Николай Шереметев стал терять интерес к искусству – в 1807 году он ликвидировал театральную труппу и сохранил лишь певческую капеллу под управлением Дегтярёва. При этом часть хористов перевели в лакеи, дворовые или отправили на родину. Концерты практически прекратились.
В 1809 году граф Шереметев умер. Дегтярёву назначили небольшое жалованье и выдали паспорт, позволявший наниматься на работу, но вольную он так и не получил. Семья композитора переехала в Москву и поселилась во флигеле графского особняка на Воздвиженке. Материальное положение Дегтярёва было настолько плачевным, что он не мог перевезти свои сочинения и «…не желая оставаться в ненавистном для него месте, он предал их все огню». Ситуация усложнялась чахоткой музыканта. Вскоре ему пришлось переселиться в Странноприимный дом – Шереметевскую больницу, а беременную жену с первенцем отправить к родным в Борисовку. Несмотря на болезнь, композитор продолжал писать и вскоре опубликовал объявление о продаже новых сочинений.


В 1811 году Дегтярёв создал своё самое крупное и знаменитое произведение – первую русскую ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на либретто Николая Горчакова. На фоне наступления Наполеона и нарастающих патриотических настроений оратория имела большой успех у публики.
После премьеры знаменитый поэт Гавриил Державин писал:
…г-н Дехтярёв своею ораториею доказал, что он может поставить имя своё наряду с первейшими композиторами в Европе. Немногие музыкальные произведения знаменитейших иностранных авторов приняты были с толикою похвалою от всей публики, как музыка оратории г-на Дехтярёва.
Когда наполеоновское войско стало приближаться к Москве, композитор уехал к семье в Борисовку. Денег не было, а найти достойную работу в глубинке не получалось. Со временем он смог устроиться учителем пения к помещику в селе Кудинцево Курской губернии.
После освобождения Москвы Дегтярёв вернулся в разрушенный город, но здесь тоже работу всё ещё крепостному не предлагали. Он приступил к созданию оратории «Торжество России, или Истребление врагов её и бегство Наполеона», однако завершить сочинение не успел – в апреле 1813 года музыкант умер.
Для современников смерть знаменитого композитора прошла почти незаметно – лишь через несколько месяцев о ней написали в Санкт-Петербургской «Северной почте»:
Из Москвы, от 11 августа. К сожалению всех любителей отечественных произведений, скончался недавно здесь г. Дехтярев, знаменитый сочинитель музыки…
По решению сената вольную Степан Дегтярёв всё же получил, но лишь через два года после смерти – 1815 году.
Шереметевская капелла без Дегтярёва пришла в упадок. Возродил её славу спустя 20 лет другой уроженец Борисовки – Гавриил Ломакин.
В 1991 году Белгородскому музыкальному училищу (ныне в составе Белгородского государственного института искусств и культуры) было присвоено имя С.А.Дегтярёва. 12 апреля 1994 года перед зданием появился памятник композитору. Его авторы — скульптор Анатолий Смелый и архитекторы Михаил Смелый, Виталий Перцев и Юрий Веретельников.
Источник: Белогорье. Культурный регион
Ссылки на произведения автора





