Владимир Иванович Зинченко (1887-1966)

Всенощное бдение на планшете · Литургия на планшете

  1. Биография
  2. Ссылки на произведения

Биография

Владимир Иванович Зинченко родился в Санкт-Петербурге в 1887 году. Достоверно не известно, кем были его родители, но мы знаем, что были они людьми небогатыми. Обстоятельства сложились так, что они смогли отправить на учебу в Придворную певческую капеллу двух своих сыновей — старшего Павла и младшего Владимира. Мальчики, родившиеся с разницей в шесть лет, обладали хорошими голосами, были музыкальны и прилежны. О старшем не известно ничего, кроме того, что в 1899 году он закончил Оркестровые классы Капеллы по двум специальностям — фагота и контрабаса. Стоит сказать, что система образования и воспитания в старейшем хоре России была поставлена на высочайшем уровне. Для мальчиков, которые теряли голоса после наступления мутации, было два пути: либо они продолжали обучение в регентском отделении и становились в дальнейшем руководителями клиросов по всей России, либо переходили в оркестровые классы и становились музыкантами в театрах и симфонических оркестрах.

Братья Зинченко прошли этот путь и стали оркестровыми музыкантами. Жизнь младшего — Владимира Ивановича — изобиловала взлетами и падениями, но он не изменил своему призванию, несмотря ни на какие сложные события русской истории. Владимир Зинченко в широких музыкальных кругах известен прежде всего как выдающийся солист-тубист. В оркестровый класс он поступил в 1896 году в 19-тилетнем возрасте. Его учителем был тубист К.С.Белкин. Важно подчеркнуть, что в период пения Владимира в хоре капеллы учителями у него состояли небезызвестный в области церковной музыки Е.С.Азеев, который вёл хоровой класс, а также Н.С.Кленовский, обучавший хоровому дирижированию, С.А.Бармотин и А.К.Лядов, преподававшие теорию музыки.

Сразу после окончания Оркестровых классов в 1905 году В.И.Зинченко стал артистом Придворного оркестра. Сотрудничество с этим коллективом, под разными его названиями, продолжалось с перерывами до 1941 года. Одновременно в 1908–1916 годах он служил музыкантом и капельмейстером Лейб-­Гвардейского Преображенского полка. Велика также заслуга В.И.Зинченко в деле воспитания будущих музыкантов: он преподавал в разные годы практически во всех музыкальных учебных заведениях Петербурга и Ленинграда. В 1935 году он основал класс тубы в Консерватории, стал его первым профессором, воспитав плеяду тубистов высочайшего класса, которые на протяжении многих десятилетий работали в городских театрах и оркестрах. Относительно личных качеств Владимира Ивановича необходимо отметить, что современники характеризовали его кратким, но ёмким: «добрейшей души человек». В 1941 году В.И.Зинченко вышел на пенсию.

Князь-Владимирский собор в годы блокады

Война застала В.И.Зинченко в Ленинграде, — он остался в блокадном городе. Одним из мест приложения его трудов был Центральный дом пионеров, что располагался в Аничковом дворце. Здесь он руководил основанным им в 1939 году детским духовым оркестром. Однако главным трудом Владимира Ивановича в блокадном городе стало служение регентом церковного хора. Оказалось, что уроки хорового дирижирования, преподанные ему в Придворной певческой капелле, не забылись. Все время блокады В.И.Зинченко служил в Князь-­Владимирском соборе, где, несмотря на критические потери в хоре, сумел создать новый церковный певческий состав. Сохранились воспоминания Н.Н.Розова о пасхальной службе в Князь-­Владимирском соборе: «Не могу забыть Пасху 1942 года. Из-за блокадного положения города жителям запрещалось ходить ночью, пасхальная служба была в 6 часов утра», а А.В.Молоткова в воспоминаниях замечает: «Были в Князь-­Владимирском соборе, причащались и исповедовались. Народу было много, пел … хор. Причастие из хлеба». Служение В.И.Зинченко в блокаду в Князь-Владимирском соборе — это подвиг и его личный, и всего хора. Возносить славу Господу в тяжелейших условиях — в голод и холод, под немецким артиллерийским обстрелом и бомбежками, не делая себе никаких уступок…

Служение регентом в блокадные годы показывает высокую степень профессионализма В.И.Зинченко, — им не были забыты навыки капелльских времён. Поистине поражает его способность в условиях дефицита певчих и их физической истощённости создать церковный хор, восхищает компетентность Владимира Ивановича в развитии этого коллектива и его скрытых достоинств. В дневнике митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) встречается запись от 13 мая 1945 года: «В субботу литургию в Влад [имирском] соборе. Хор значительно улучшился; регент Вл. Ив. Зинченко».

В послевоенные годы В.И.Зинченко трудился регентом в различных Ленинградских храмах, закончив свой регентский и жизненный путь в церкви на Охтинском кладбище. Там же, на Большеохтинском кладбище, он нашёл место упокоения в 1966 году. На его могиле воздвигнут каменный крест с надписью: «Богородице Дево, радуйся».

Композиторское наследие В.И.Зинченко не так обширно, в сравнении с другими церковными авторами. Самое раннее из песнопений — Просительная ектения №1, написанная в 1924 году. Вполне возможно, что в это время он каким-то образом совмещал свою оркестровую практику с регентским служением в храме. Последние сочинения датируются 1959–1960 годами, из чего можно заключить, что наиболее активный период его композиторского творчества пришёлся на послевоенное время.

Сборник серии «Любовь к Церкви и музыке. Жизнь и творчество композиторов и дирижёров России», посвящённых В.И.Зинченко (СПбДА, 2023)

Размышляя о стилистических истоках композиторского дарования В.И.Зинченко, можно прийти к выводу о том, что он — воспитанник гнезда Придворной певческой капеллы, воплотивший многие принципы работы с древним напевом, разработанные Н.А.Римским-­Корсаковым. Стоит также вспомнить, что его учителями были музыканты, тесно сотрудничавшие в 1880‑е годы в деле создания новой практики сочинения духовной музыки. И все они так или иначе были учениками Н.А.Римского-­Корсакова, выражавшими его идеи в церковно-музыкальной общественности. Однако при этом В.И.Зинченко более свободен в выборе гармонических средств. Сложные модуляции, насыщенные напряженные гармонические последовательности, использование уменьшенных септаккордов позволяют думать об определенном синтезе в его творчестве московского и петербургского стиля в церковной музыке.

Произведения  В.И.Зинченко в основном написаны для четырехголосного состава с гармоническими divisi хора. Тесситуры их, за редкими исключениями, удобны для небольших клиросных хоров. Не являются редкостью антифонные противопоставления женской и мужской групп хора. Весьма скромно композитор использует элементы полифонии, — в основном это имитации. Наряду с достаточно простой клиросной музыкой Владимир Иванович пишет произведения для большого праздничного хора. В них мы слышим семи- и даже восьмиголосные divisi. Однако нужно отметить, что все это многоголосие — исключительно гармоническое, уплотняющее аккорд, и того, что мы слышим в многоголосии музыки московской школы, в сочинениях приверженцев церковно-композиторской школы Н.А.Римского-­Корсакова мы не находим. В то же время В.И.Зинченко не закрыт для новаций Синодальной школы, — распространение в музыке московских авторов начала ХХ века сочинений для солирующего голоса в сопровождении хора затрагивает и его: здесь он выступает оригинальным образом, демонстрируя два подхода в использовании солирующего голоса. Например, в песнопениях «Во Царствии Твоем» №1 и в «Трисвятом» №1 солисты — сопрано и баритон (соответственно) — имеют развитую сольную партию, функция хора исключительно аккомпанирующая. К такому же подходу относительно солирующего голоса нужно отнести «Малое славословие» №2, соло тенора. У солистов зачастую используются ноты за гранью хорового диапазона (А2 у сопрано и баритоновое F1). Потому можно предположить, что эти сочинения были написаны для определенных (возможно, приглашённых) певцов. Напротив, в песнопении «От юности моея» партии тенора и баса носят облигатный характер, а в «Величит Душа моя Господа» соло альта носит псалмодирующий характер, в духе гречаниновского соло альта в его «Верую».

Следует отметить, что несколько сочинений являются авторскими гармонизациями распевов. Интерес представляют «Милость мира» на болгарский распев и «Благообразный Иосиф» в традиции Придворной певческой капеллы периода А.Ф.Львова: без тактовых черт, в строгом четырехголосном складе с использованием ленточного голосоведения. Этот же приём автор использует в «Да исправится…» для женского трио и «Разбойника благоразумного…» для мужского трио. В манере «читка» представлены величания Рождеству Христову и Богоявлению. Наконец, важно подчеркнуть дань композитора кантовому стилю. Это написанные им «О, Многопетое Древо Креста», тропари иконам Божьей Матери «Смоленская» и «Скоропослушница».

Музыка Владимира Ивановича Зинченко, созданная в такое трудное для Церкви время, с одной стороны, являет собой подвиг сопротивления безбожной власти, с другой, — несёт в себе продолжение петербургской церковной традиции. Служение Владимира Ивановича в блокадные годы стало символическим знаком христианского долготерпения и непреклонности духа русского народа, его веры в Господа и окончательную победу над злом.

Дмитрий Владимирович Стефанович,
доцент Факультета церковных искусств
Санкт-Петербургской Духовной Академии

Источник.

  1. Зинченко В.И. — Малое славословие
  2. Зинченко В.И. — Великое славословие (гармонизация Киевского напева)
  3. Зинченко В.И. — Единородный Сыне №1
  4. Зинченко В.И. — Единородный Сыне №2
  5. Зинченко В.И. — Во Царствии Твоем №2
  6. Зинченко В.И. — Сугубая ектения №1
  7. Зинченко В.И. — Сугубая ектения №3
  8. Зинченко В.И. — Сугубая ектения №6
  9. Зинченко В.И. — Просительная ектения №1
  10. Зинченко В.И. — Просительная ектения №2
  11. Зинченко В.И. — Опевы Евангелия №1
  12. Зинченко В.И. — Господи, спаси благочестивыя
  13. Зинченко В.И. — Милость мира («Благообразный Иосиф»)
  14. Зинченко В.И. — Тело Христово
  15. Зинченко В.И. — Буди имя Господне

Наверх · Всенощное бдение на планшете · Литургия на планшете