Стеван Стоянович Мокраняц (1856-1914)

Биографии · Всенощное бдение на планшете · Литургия на планшете

  1. Биография
  2. Ссылки на произведения
  3. Источники

Хор Первого белградского певческого общества является старейшим хором в Сербии. С самого начала своего существования хор ставил целью сохранение и развитие сербской культуры и национальных традиций. Кроме публичных выступлений с концертными программами, деятельность хора включала в себя участие в благотворительных концертах, финансирование обучения талантливых музыкантов, помощь малоимущим студентам, ветеранам и т.п. Будущий выдающегося сербский композитор Стеван Мокраняц пришёл в хор певчим-стажёром, и через 2 года стал его постояным членом. Впоследствии именно ему было суждено возглавить хор и около 30-ти лет, вплоть до своей смерти, быть его руководителем. Возглавляя хор, Мокраняц довёл исполнительское мастерство коллектива до высокого художественного уровня.

В богатейшей истории хора – выступления на коронациях сербских монархов, интронизациях патриархов Сербской Православной Церкви, а так же перед руководителями ведущих европейских государств. Под управлением Стевана Мокраняца хор добился международного признания. Коллектив хора пел в России на праздновании 900-летия Крещения Руси, в 1896 году хор выступил с концертами в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и был горячо встречен русской публикой.

Стеван Стоянович (серб. Стеван Стоjановић) родился в 1856 в Неготине, расположенном в восточной части Княжества Сербия, на самой границе с Болгарией. Своё прозвище Мокраняц (серб. Мокрањац), под которым Стеван Стоянович стал всемирно известен, он получил благодаря тому, что его предки происходили из местечка под названием Мокране. Отец Стевана был торговцем и владельцем гостиницы, умер на 3-й день после рождения сына. Также у Стевана было ещё 4 брата и 4 сестры.

Основы музыкального искусства Стеван Мокраняц получил в семье и на службах в церкви при поддержке епископа Тимокского Евгения (Симеоновича). Самостоятельно научился играть на скрипке, позднее брал уроки скрипичной игры, изучал основы теории музыки, занимался композицией.

В 1870-1872 годах был певцом-стажёром в Белградском певческом обществе (в настоящее время — Первое белградское певческое общество, серб. «Прво београдско певачко друштво»), с 1876 года стал его постоянным членом.

Хор Первого белградского певческого общества.

В 1872 году руководил певческим обществом в гимназии Неготина, в 1877 году — хором; в тот же период создал первые обработки народных песен и композиций Корнелия Станковича.

В 1875-1877 годах учился на отделении естественных наук и математики философского факультета Белградской высшей школы (впоследствии — Белградского университета, серб. «Универзитет у Београду»), но не окончил его из-за увлечения музыкой.

Как стипендиат Белградского певческого общества и Министерства просвещения Сербии, в 1879-1883 годах учился в Королевской музыкальной школе в Мюнхене у Йозефа Габриэля фон Райнбергера. К этому периоду относится создание Мокраняцем хоровой композиции «Тебе, Бога, хвалим».

Из-за материальных проблем и разногласий с руководством школы в 1883 году он вернулся в Белград. Здесь он написал «Отпевание» для смешанного хора и первые 2 хоровые рапсодии — «Руковети», что в буквальном переводе означает «снопы». Это обработки сербских, хорватских, словенских, черногорских и македонских песен — всего 15 сюит для хора с солистом без музыкального сопровождения. Эти работы по сей день пользуются большой популярностью у хоров на всей территории бывшей Югославии. Первые 6 рапсодий имеют общее название «С моей родины».

Вновь получив государственную стипендию, Мокраняц поехал учиться музыке у А.Паризотти в Рим (1884-1885 годы), затем продолжил обучение в консерватории в Лейпциге (1885-1887 годы) у С.Ядассона, К.Г.К.Райнеке и А.Д.Бродского. Накануне выпускного экзамена Мокраняц был лишён стипендии и был вынужден вернуться в Белград без диплома.

Портрет Стевана Стояновича Мокраняца на современной сербской банкноте в 50 динар.

По возвращении в Сербию, до 1900 года преподавал музыку в Первой Белградской гимназии и в Первой гимназии Ниша «Стеван Сремац». С 1901 года — преподаватель в Богословии (ныне — Богословский факультет Белградского Университета).

В 1887 Мокраняц возобновил работу с Белградским певческим обществом и стал его главным дирижером, что оказало сильное влияние как на его жизнь и творчество, так и на музыкальную жизнь Белграда и Сербии в целом.

В 1889–1893 годах был участником организованного им струнного квартета (сам Мокраняц исполнял партию 2-й скрипки). В 1899, совместно с пианистом Цветко Манойловичем и композитором Станиславом Биничким, основал в Белграде музыкальную школу, положившую начало музыкальному образованию в Сербии.

Мокраняц продолжил писать духовную и светскую музыку, преимущественно для смешанного хора. Написанное им «Отпевание» для смешанного хора было посвящено 100-летию со дня рождения создателя сербской письменности Вука Караджича, которое праздновалось в 1887 году. Также им были созданы новые рапсодии цикла «Из моей родины», «Две песни XVI века» и обработки ряда песен. Также сочинял произведения для женского и детского хоров. В 1892 году стал руководителем церковно-певческого общества «Корнелий Станкович», хор которого регулярно пел на службах в Патриаршем соборе архангела Михаила в Белграде.

Банкнота Социалистической Федеративной Республики Югославия с изображением композитора.

В тот же период Мокраняц создал такие церковные композиции, как две стихиры Великой пятницы («Тебе одеющагося», «О, како беззаконное») по напеву Белградского митрополита Феодосия (Мраовича), «Во Иордане», величание святителю Савве Сербскому, Акафист Пресвятой Богородице.

В хоре он познакомился со своей будущей супругой Марией «Мицей» Предич, с которой обвенчался в 1898 году, в следующем году у них родился сын Момчило (впоследствии — профессор-химик).

Для исполнения в церкви написал песнопения Литургии святителя Иоанна Златоуста, записывал традиционные напевы в исполнении опытных певцов: так, бывший директор гимназии М.Татич напел ему херувимскую песнь 1-го гласа карловацкого распева.

Собор святого Архангела Михаила в Белграде.

В 1894 году Мокраняц завершил Литургию для смешанного хора, которая в настоящее время считается одной из вершин хоровой духовной музыки a cappella, в следующем году Белградское певческое общество и хор «Корнелий Станкович» исполнили её под управлением Мокраняца в соборе архистратига Михаила в Белграде.

По его инициативе в 1896 году к отделению духовной музыки Белградского певческого общества присоединились хоры «Даворье» и «Корнелий Станкович». С этим расширенным хором Мокраняц впервые исполнил большинство своих произведений, много концертировал в Сербии, Греции, в Османской империи, Австро-Венгрии, Германии и России (в 1896 году побывал в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве, Киеве). Турне Белградского певческого общества стали не только культурной миссией, но и успехом дипломатической службы Королевства Сербия. Это было время самых значимых композиторских и исполнительских достижений Мокраняца. Он продолжал писать хоровые рапсодии (в общей сложности 15), песни для голоса и фортепиано, праздничные хоровые композиции, обработки турецких, венгерских, румынских, украинских народных песен.

Начав в 1896 году заниматься собиранием светских и церковных напевов, Mокраняц продолжал это дело всю свою жизнь. Он предпринял фольклорную экспедицию в южные области Сербии, записал свыше 100 народных напевов. Свои записи Стеван использовал в хоровых композициях.

В 1901 году Стеван Мокраняц стал профессором музыки в Белградской духовной семинарии (в настоящее время — Православный Богословский факультет Белградского университета). Начал подготовку издания «Осмогласника» в качестве учебника пения, и, несмотря на многочисленные препятствия, оно было опубликовано в 1908 году. Предисловие к этому сборнику является одним из первых теоретических исследований о сербском пении. Для учеников семинарии Мокраняц записал и частично гармонизовал блаженны на разные праздники, а также многочисленные праздничные песнопения.

В 1907 году Мокраняц основал Содружество сербских музыкантов, а в 1910 — Союз певческих обществ.

Награждён серебряной медалью святителя Саввы в Неготине и удостоен премии Музыкального общества в Любляне. Член-корреспондент Сербской королевской академии наук и искусств и Французской академии искусств.

Последние, менее известные хоровые произведения — «Отче наш» и «Верую» — Мокраняц написал во время отдыха на Бохиньском озере (Словения). Будучи уже больным, в Пожареваце вместе с церковным певцом Й.Костичем готовил новую редакцию сборника богослужебных песнопений «Страно пjениjе» (1914), который он намеревался передать Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви. Во время Первой мировой войны эта рукопись была утрачена, но впоследствии усилиями К.Манойловича реконструирована и опубликована.

Памятник Стевану Стояновичу Мокраняцу в родном для него Неготине. Установлен в 1939 году.

Мокраняц умер в Скопье в 1914 году, куда он переехал из-за военных действий, здесь же был похоронен. Его почитатели основали в городе певческое общество «Мокраняц». В 1923 году Белградское певческое общество организовало 2-хдневные торжества и перезахоронение его останков на Новом кладбище в Белграде. Тогда же состоялись поминальная служба в Белградском соборе, концерт в Народном театре с участием 25-ти хоровых коллективов; были проведены конгресс Союза сербских певческих обществ и заседания Лиги певческих союзов Королевства сербов, хорватов и словенцев (впоследствии — Королевства Югославия).

После смерти Стевана Стояновича, с хором Первого белградского певческого общества работали многие известные композиторы и музыканты: Корнелий Станкович, Йосиф Маринкович, Даворин Йенко, Станислав Бинички, Коста Манойлович, Стеван Христич, Милойе Милойевич, Предраг Милошевич, Александар Гавански, Войислав Илич, Светолик Пашчан-Коянов, Георгий Максимович, Александр Вуйич, Владимир Милосавлевич. С 2004 года дирижёром и художественным руководителем хора является выпускница Ленинградской консерватории Светлана Вилич. Под её руководством в 2005 году хор стал обладателем главного приза фестиваля «Хоры среди фресок» за аутентичное исполнение сербской духовной музыки, а годом позже был приглашён участвовать в программе престижного международного фестиваля «Белградские музыкальные торжества». Хор Первого Белградского Певческого Общества так же неоднократно участвовал в Московском пасхальном фестивале.

В Неготине, где родился композитор, с 1965 года каждый сентябрь проходят дни памяти композитора — «Дни Мокраняца» (серб. Мокрањчеви дани).

На основном сайте:

  1. Ст. Мокраняц — Сугубая ектения (карловацкий напев)
  2. Ст. Мокраняц — Сугубая ектения (карловацкий напев, иное изложение)
  3. Ст. Мокраняц — Сугубая ектения (сербский напев)
  4. Ст. Мокраняц — Благословен Грядый (сербский напев)
  5. Ст. Мокраняц — Отца и Сына
  6. Ст. Мокраняц — Заупокойная ектения
  7. Ст. Мокраняц — Опевы Евангелия
  8. Ст. Мокраняц — Милость мира (Литургия святителя Иоанна Златоуста)

На сербской версии сайта:

  1. Стеван Ст. Мокрањац — Jeдин Свjат
  2. Стеван Ст. Мокрањац — Благословен Грјадиј
  3. Стеван Ст. Мокрањац — Буди имја Господње
  1. Стеван Мокраняц [сайт] / Бельканто
  2. Хор Первого Белградского Певческого Общества (Прво Београдско Певачко Друштво) [сайт] / Специальное радио
  3. Мокраняц [сайт] / Православная энциклопедия

Наверх · Биографии · Всенощное бдение на планшете · Литургия на планшете